13:51
Занятие 18

 

«Трудности в выборе профессии»

Цель занятия

  • Повышение уровня осознания возможных препятствий на пути к профессиональным целям.

Задачи занятия

  • Повышение мотивации к выбору профессионального образования и построения карьеры;
  • формирование навыков осознанного проектирования своего профессионального будущего;
  • ознакомление обучающихся с типичными трудностями, возникающими при выборе профессии;
  • формирование навыков преодоления трудностей возникающих при выборе профессии.

Продолжительность занятия

45 минут

Необходимое оборудование

Рабочая тетрадь

 

 

Мотивационная часть

(10 мин.)

Педагог приветствует обучающихся, и предлагает прослушать притчу. Педагог: «Мастер, - однажды спросил ученик, - почему существуют трудности, которые мешают нам достигнуть цели, отклоняют нас в сторону от выбранного пути, пытаются заставить признать свою слабость?

- То, что ты называешь трудностями, - ответил Учитель, - на самом деле является частью твоей цели. Перестань с этим бороться. Всего лишь подумай об этом, и прими в расчет, когда выбираешь путь.

Представь, что ты стреляешь из лука. Мишень далеко, и ты не видишь ее, поскольку на землю опустился густой утренний туман.

Разве ты борешься с туманом? Нет, ты ждешь, когда подует ветер и туман развеется. Теперь мишень видна, но ветер отклоняет полет твоей стрелы.

Разве ты борешься с ветром? Нет, ты просто определяешь его направление и делаешь поправку, стреляя немного под другим углом. Твой лук тяжел и жёсток, у тебя не хватает сил натянуть тетиву.

Разве ты борешься с луком? Нет, ты тренируешь свои мышцы, с каждым разом все сильнее натягивая тетиву.

- Но ведь существуют люди, которые стреляют из легкого и гибкого лука в ясную, безветренную погоду, - сказал ученик обиженно. – Почему же лишь мой выстрел встречает столько препятствий на своем пути? Неужели Вселенная сопротивляется моему движению вперед?

 

- Никогда не смотри на других, - улыбнулся Учитель, - У каждого свой лук, своя мишень и свое собственное время для выстрела. Одни делают своей целью точное попадание, другие – возможность научиться стрелять.

Учитель понизил голос и наклонился к ученику:

- И еще я хочу открыть тебе страшную тайну, мой мальчик. Туман не опускается на землю для того, чтобы помешать твоему выстрелу, ветер не начинает дуть для того, чтобы увести твою стрелу в сторону, жесткий лук создан лучником не для того, чтобы ты осознал свою слабость. Все это существует само по себе. Это ты решил, что сможешь в этих условиях точно поразить мишень. Поэтому, либо перестать жаловаться на трудности и начинай стрелять, либо усмири свою гордыню и выбери себе более легкую цель. Цель, по которой можно стрелять!».

Педагог задает вопросы обучающимся: «Ребята, о чем эта притча?», «Какой урок мы можем из нее извлечь?», «Попробуйте определить тему сегодняшнего занятия?».

 

Основная часть

Профориентационная игра

 «Ловушки – Капканчики»

30 мин.

Педагог: «Ребята, сегодня на занятии о трудностях выбора профессии я вам ничего не расскажу. Знаете почему? Потому что об этих трудностях расскажите вы сами. А осознать эти трудности нам поможет игра. Итак, начинаем!».

1 этап игры (подготовительный).

1. Педагог совместно с обучающимися выбирает вариант профессиональной карьеры (поступление в то или иное учебное заведение, окончание данного заведения, оформление на работу, конкретные профессиональные достижения, получение наград, премий и т.п.).

2. Далее выбирается доброволец, который будет стремиться сделать выбранную карьеру (если доброволец пожелает, то он может представлять и самого себя). При этом для вымышленного героя необходимо определить его основные характеристики: пол, возраст (желательно, чтобы возраст соответствовал возрасту большинства присутствующих, что сделает упражнение более актуальным для играющих), образование, семейное положение и др. Таких характеристик не должно быть слишком много!

2 этап игры (инструкция).

После подготовительных действий, педагог зачитывает инструкцию. Педагог: «Сейчас каждый участник, уже зная, к каким целям стремится наш главный (вымышленный или реальный) герой, должен придумать некоторые трудности, которые последний должен преодолеть на пути к профессиональным достижениям. Особое внимание обращаем на то, что трудности могут быть как внешние (какие-либо обстоятельства, желания других людей и т.п.), так и внутренние, заключенные в самом человеке. Хочу заметить, что именно об этих, внутренних трудностях многие часто забывают... Желательно, чтобы каждый придумал две-три трудности-ловушки. Определяя трудности, вы обязательно должны подумать и о том, как их можно преодолеть».

3 этап игры (последовательность действий).

 1. Главному игроку также дается время, чтобы он выделил несколько наиболее вероятных трудностей на пути к своей цели и подготовился ответить, как он собирается их преодолевать.

2.  После этого каждый по очереди назовет по одной трудности-ловушке. Главный игрок сразу же (без размышления) должен будет сказать, как можно эту трудность преодолеть. Участник, назвавший данную трудность, также должен будет сказать, как можно с ней справиться.

3. Ведущий с помощью группы определит (голосованием или еще каким-нибудь способом), чей вариант преодоления данной трудности является наиболее оптимальным.

4. Победителю (главному игроку или тому, кто задает трудность) будет поставлен знак «плюс». Если к концу игры у главного игрока «плюсов» окажется больше, чем «минусов», значит, он сумел преодолеть основные трудности (ловушки- капканчики) на пути к своей цели.

5. Далее участники, включая главного героя, записывают на своих листочках основные трудности на пути к намеченной цели. Каждый по очереди называет свою трудность. Если оказывается, что какая-то трудность является явно надуманной (например, разговор с самим Господом Богом накануне ответственного экзамена), то группа должна решить, обсуждать подобное. Главный герой говорит, как он собирается справиться с названной трудностью. После этого о своем варианте преодоления трудности говорит игрок, назвавший ее. Ведущий с помощью участников определяет, чей вариант преодоления трудности оказался более оптимальным, интересным и реальным.

6. Наконец, подводится общий итог (сумел главный герой преодолеть названные трудности или нет). При обсуждении игры можно также посмотреть, сумел ли на подготовительном этапе главный игрок выделить те трудности (на своем листочке), которые в игре предлагали ему остальные участники.

 

Заключительная часть

                                                      «Рефлексия»

5 мин.

Педагог: «Ребята, вам понравилась игра?», «Что нового узнали?», «Вы готовы преодолевать трудности?». «Пожалуйста, выпишите в рабочую тетрадь, те трудности, которые по вашему мнению могут возникнуть именно у вас, а также вариант преодоления трудности». Обучающиеся делают записи в рабочей тетради. Педагог: «Молодцы! Спасибо за занятие».

Рекомендации для педагога:

В ходе проведения игры «Ловушки-капканчики» нередко возникают интересные дискуссии, у обучающихся появляется желание поделиться своим жизненным опытом и т.д. Задача педагога-   поощрять такой обмен опытом, но одновременно следить и за тем, чтобы игра проходила динамично и не увязала в несущественных деталях.

 

Список использованной литературы:

1. http://schastliviymir.ru/interest/pritchi/pritcha-o-trudnostyah-urok-dlya-vzroslyih.html

2. Омарова В.К., Демиденко Р.Н. Профориентационные упражнения, игры, тренинги, занятия со школьниками: (учебно-методическое пособие) / Состав. Омарова В.К., Демиденко Р.Н. – Павлодар, ПГПИ, 2011.

Просмотров: 139 | Добавил: alexnebr
Всего комментариев: 0
avatar