22:12 Занятие 3 | ||||||||
«Мир профессий»
Мотивационная часть 5 минут Учитель приветствует обучающихся, и задает вопрос «Ребята, известно несколько тысяч профессий. Как же в них сориентироваться? Педагог заслушивает ответы обучающихся», и подводит их к пониманию того, что для этого нужно хорошо понимать, чем они отличаются друг от друга. Именно этим мы и займемся на сегодняшнем занятии.
Основная часть Беседа «Классификация профессий» 10 мин. Педагог организует дискуссию, вовлекая обучающихся в участие в ней. По ходу рассказа о каждом из типов профессий, педагог задает обучающимся вопрос: «Какие профессии вы еще бы отнесли к этой группе?». «В мире существует много различных профессий. И чтобы было легче ориентироваться в мире профессий, их условно разделили на 5 групп в зависимости от взаимоотношений человека и объекта действий (т.е. с кем или с чем работает человек определенной профессии)». • «Человек - человек» Сюда входят самые гуманные профессии, основанные на общении и взаимопонимании. Например, учитель, врач, юрист, нотариус, адвокат, менеджер, администратор, диспетчер, продавец, официант, парикмахер, проводник, повар, стюардесса, экскурсовод и другие. Доброжелательность, сочувствие, сопереживание, интерес к окружающим - качества, которые должны присутствовать у этих специалистов. К тому же они должны обладать повышенным самоконтролем, устойчивостью к стрессам. • «Человек-техника» Это профессии, которые ориентированы на создание, использование и обслуживание различных технических устройств. Техника – это все разнообразие машин и механизмов, которые применяет человек для облегчения и ускорения своей деятельности. Выбирая техническую специальность, необходимо помнить о предполагаемых особенностях характера человека, работающего с техникой, таких как развитое пространственное и конкретное мышление, точность и аккуратность, хорошее зрение. К этому типу относятся профессии: водитель, машинист экскаватора, слесарь, монтажник, техник, инженер-конструктор и многие рабочие специальности. • «Человек - знаковая система Для производства любого продукта необходимы три компонента: вещество, энергия и информация. Знаки являются средством информации, которой обмениваются люди в процессе жизнедеятельности. Условно тип профессий «человек - знаковая система» можно разделить на следующие направления.
• «Человек – природа» Выбирая профессию, связанную с преобразованием, природы, её использованием, человек берёт на себя ответственность за будущее того, что нас окружает, за жизнь этого и последующих поколений. В подобных профессиях чаще, чем в других, требуются такие качества, как предвидение и прогнозирование результатов, готовность работать в неблагоприятных погодных условия. К этой категории относятся профессии: физиолог, микробиолог, садовник, цветовод, декоратор, ветеринарный врач, геолог, эколог, технолог пищевой промышленности, фермер, зоолог, метеоролог. • «Человек – художественный образ» Данная группа включает в себя профессии, связанные с искусством, творчеством, вдохновением. Предметом труда для людей этих профессий является художественный образ, целью – достижение эстетики в окружающем мире. Среди этой группы можно выделить следующие направления:
Тест «Предпочтительные виды профессиональной деятельности» 20 мин. Педагог предлагает обучающимся пройти тест «Предпочтительные виды профессиональной деятельности». Для этого, педагог просит обучающихся начертить в рабочей тетради 5 колонок:
I- «человек - природа», II - «человек - техника», III - «человек - знаковая система», IV - «человек - художественный образ», V - «человек - человек».
Далее, педагог раздает обучающимся материалы к тесту и зачитывает инструкцию (Приложение 1). По окончании теста, педагог спрашивает обучающихся: «Совпал ли результат теста с теми профессиями, которые вы выбрали на первом занятии?». Педагог заслушивает ответы обучающихся. Упражнение «Типы профессий» 15 мин. Педагог предлагает обучающимся разделится на 5 групп, в соответствии со своим типом профессий, результат которого был получен в ходе проведенного теста, и дает задание обучающимся, придумать как можно больше названий профессий, относящихся к их типу. Обучающиеся записывают названия, и через 10 минут, обучающиеся самостоятельно определяют одного обучающегося- который будет представлять их группу. В результате, получается 5 представителей групп. Представители групп становятся в круг и по очереди называют 1 вид профессии, определенный группой. Побеждает команда, записавшая наибольшее количество наименований профессий. Рекомендации для педагога: во время проведения занятия педагог поддерживает доброжелательную, непринужденную обстановку. При необходимости, можно напомнить обучающимся правила участия в дискуссии, а также в групповой работе. Педагог предлагает обучающимся дома записать в тетрадь профессии своих ближайших родственников, и спросить их, каким образом они выбрали свою профессию. Список использованной литературы:
Приложение 1 Тест «Предпочтительные виды профессиональной деятельности» Назначение тестаМетодика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова.
Инструкция к тесту1) возьмите чистый лист бумаги и разграфите его на пять колонок: I - «человек - природа», II - «человек - техника», III - «человек - знаковая система», IV - «человек - художественный образ», V - «человек - человек»; 2) читайте по порядку утверждения, и если вы соглашаетесь с ними, то со знаком «+» записывайте цифру, указанную в скобках, в соответствующую колонку на вашем листе (номер колонки указан римскими цифрами). Если не соглашаетесь, то выписывайте цифру со знаком «-». Например: «Я охотно и подолгу могу что-то мастерить, чинить» (П-1). Если вы с этим утверждением не согласны, то в колонку II («человек - техника») записывайте себе «-1». Если вы не можете ответить определенно, то вообще цифру не выписывайте; 3) ответив таким образом на 30 утверждений, подсчитайте суммы выписанных цифр (учитывая «плюсы» и «минусы») в каждой из колонок. Наибольшие положительные суммы будут в столбцах, соответствующих наиболее подходящим для вас типам профессий, наименьшие (а тем более отрицательные суммы) - неподходящим профессиям. Материал
| ||||||||
Просмотров: 408 | |
Всего комментариев: 0 | |