22:12
Занятие 3

«Мир профессий»

 

Цель занятия

Дать обучающимся представление об основных типах профессий

Задачи занятия

  • Сформировать первичные знания обучающихся о классификации профессий;
  • Формирование мотивации к самопознанию через знакомство с различными типами профессий.

Продолжительность занятия

45 минут

Необходимое оборудование

Рабочая тетрадь

Листы с материалами к тесту «Предпочтительные виды профессиональной деятельности» (на каждого обучающегося).

 

Мотивационная часть

5 минут

Учитель приветствует обучающихся, и задает вопрос «Ребята, известно несколько тысяч профессий. Как же в них сориентироваться? Педагог заслушивает ответы обучающихся», и подводит их к пониманию того, что для этого нужно хорошо понимать, чем они отличаются друг от друга. Именно этим мы и займемся на сегодняшнем занятии.

 

Основная часть

Беседа «Классификация профессий»

10 мин.

Педагог организует дискуссию, вовлекая обучающихся в участие в ней. По ходу рассказа о каждом из типов профессий, педагог задает обучающимся вопрос: «Какие профессии вы еще бы отнесли к этой группе?».

«В мире существует много различных профессий. И чтобы было легче ориентироваться в мире профессий, их условно разделили на 5 групп в зависимости от взаимоотношений человека и объекта действий (т.е. с кем или с чем работает человек определенной профессии)».

• «Человек - человек»

Сюда входят самые гуманные профессии, основанные на общении и взаимопонимании. Например, учитель, врач, юрист, нотариус, адвокат, менеджер, администратор, диспетчер, продавец, официант, парикмахер, проводник, повар, стюардесса, экскурсовод и другие.

Доброжелательность, сочувствие, сопереживание, интерес к окружающим - качества, которые должны присутствовать у этих специалистов. К тому же они должны обладать повышенным самоконтролем, устойчивостью к стрессам.

• «Человек-техника»

Это профессии, которые ориентированы на создание, использование и обслуживание различных технических устройств. Техника – это все разнообразие машин и механизмов, которые применяет человек для облегчения и ускорения своей деятельности. Выбирая техническую специальность, необходимо помнить о предполагаемых особенностях характера человека, работающего с техникой, таких как развитое пространственное и конкретное мышление, точность и аккуратность, хорошее зрение. К этому типу относятся профессии: водитель, машинист экскаватора, слесарь, монтажник, техник, инженер-конструктор и многие рабочие специальности.

• «Человек - знаковая система

Для производства любого продукта необходимы три компонента: вещество, энергия и информация. Знаки являются средством информации, которой обмениваются люди в процессе жизнедеятельности. Условно тип профессий «человек - знаковая система» можно разделить на следующие направления.

  • Работа со словами, текстами, книгами, связанная с языком (корректор, лингвист). Эта работа требует усидчивости, умения чётко выражать свои мысли.
  • Работа с цифрами, формулами, знаками (физик, бухгалтер, фармацевт). Для них необходимы такие качества, как терпение, аккуратность, организованность, склонность к выполнению рутинных операций и в то же время умение принимать нестандартные решения.
  • Работа с изображениями, схемами, картами (диспетчер). Эта профессия связана с составлением или использованием географических карт, гра-фиков, чертежей. Здесь требуется умение перевести условные знаки в образы реальных предметов и наоборот. Для таких работников необ-ходимы наблюдательность, внимание к самым незначительным изме-нениям. Если вам нравятся такие предметы, как география, черчение, то эта работа для вас.
  • Работа с компьютером, информационными системами, в сети Интернет (оператор ПК, программист). Круг профессий, для которых необхо-димо знание компьютера, постоянно расширяется. Если вам интересно на уроках математики и информатики и вы знаете, что компьютер – это не только устройство для игр, а ещё у вас есть опыт работы в Интерне-те, то эти профессии могут вас заинтересовать.

• «Человек – природа»

Выбирая профессию, связанную с преобразованием, природы, её использованием, человек берёт на себя ответственность за будущее того, что нас окружает, за жизнь этого и последующих поколений. В подобных профессиях чаще, чем в других, требуются такие качества, как предвидение и прогнозирование результатов, готовность работать в неблагоприятных погодных условия. К этой категории относятся профессии: физиолог, микробиолог, садовник, цветовод, декоратор, ветеринарный врач, геолог, эколог, технолог пищевой промышленности, фермер, зоолог, метеоролог.

«Человек – художественный образ»

Данная группа включает в себя профессии, связанные с искусством, творчеством, вдохновением. Предметом труда для людей этих профессий является художественный образ, целью – достижение эстетики в окружающем мире.

Среди этой группы можно выделить следующие направления:

  • Организаторские (режиссер, балетмейстер);
  • Собственно творческие, созидательные (писатель, живописец, актер, композитор);
  • Исполнительские (кондитер, портной);
  • Исследовательские (искусствовед, театровед, реставратор).

 

Тест «Предпочтительные виды профессиональной деятельности»

20 мин.

Педагог предлагает обучающимся пройти тест «Предпочтительные виды профессиональной деятельности». Для этого, педагог просит обучающихся начертить в рабочей тетради 5 колонок:

 

I- «человек - природа»,

II - «человек - техника»,

III - «человек - знаковая система»,

IV - «человек - художественный образ»,

V - «человек - человек».

 

Далее, педагог раздает обучающимся материалы к тесту и зачитывает инструкцию (Приложение 1). По окончании теста, педагог спрашивает обучающихся: «Совпал ли результат теста с теми профессиями, которые вы выбрали на первом занятии?». Педагог заслушивает ответы обучающихся.

 

Упражнение «Типы профессий»

15 мин.

Педагог предлагает обучающимся разделится на 5 групп, в соответствии со своим типом профессий, результат которого был получен в ходе проведенного теста, и дает задание обучающимся, придумать как можно больше названий профессий, относящихся к их типу. Обучающиеся записывают названия, и через 10 минут, обучающиеся самостоятельно определяют одного обучающегося- который будет представлять их группу. В результате, получается 5 представителей групп. Представители групп становятся в круг и по очереди называют 1 вид профессии, определенный группой. Побеждает команда, записавшая наибольшее количество наименований профессий.

Рекомендации для педагога: во время проведения занятия педагог поддерживает доброжелательную, непринужденную обстановку. При необходимости, можно напомнить обучающимся правила участия в дискуссии, а также в групповой работе.

Педагог предлагает обучающимся дома записать в тетрадь профессии своих ближайших родственников, и спросить их, каким образом они выбрали свою профессию.

Список использованной литературы:

  1. Грецов А.Г., Попова Е.Г. - Выбери профессию сам. Информационно-методические материалы для подростков. СПб: изд-во «Речь», 2005.
  2. http://www.gurutestov.ru/test/130

 

Приложение 1

Тест «Предпочтительные виды профессиональной деятельности»

Назначение теста

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова.

 

Инструкция к тесту

1) возьмите чистый лист бумаги и разграфите его на пять колонок:

I - «человек - природа»,

II - «человек - техника»,

III - «человек - знаковая система»,

IV - «человек - художественный образ»,

V - «человек - человек»;

2) читайте по порядку утверждения, и если вы соглашаетесь с ними, то со знаком «+» записывайте цифру, указанную в скобках, в соответствующую колонку на вашем листе (номер колонки указан римскими цифрами). Если не соглашаетесь, то выписывайте цифру со знаком «-». Например: «Я охотно и подолгу могу что-то мастерить, чинить» (П-1). Если вы с этим утверждением не согласны, то в колонку IIчеловек - техника») записывайте себе «-1». Если вы не можете ответить определенно, то вообще цифру не выписывайте;

3) ответив таким образом на 30 утверждений, подсчитайте суммы выписанных цифр (учитывая «плюсы» и «минусы») в каждой из колонок. Наибольшие положительные суммы будут в столбцах, соответствующих наиболее подходящим для вас типам профессий, наименьшие (а тем более отрицательные суммы) - неподходящим профессиям.

 
Материал
  1. Легко знакомлюсь с новыми людьми (V-1).
  2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить, чинить (II-1).
  3. Люблю ходить в музеи, театры, на художественные выставки (IV-1).
  4. Охотно и постоянно слежу и ухаживаю за растениями и животными (I-1).
  5. Охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать, решать задачи, чертить (III-1).
  6. Охотно помогаю старшим по уходу за животными и растениями (I-1).
  7. Люблю проводить время с младшими, когда их нужно чем-нибудь занять, увлечь делом, помочь им в чём-то (V-1).
  8. Обычно я делаю мало ошибок в письменных работах (III-1).
  9. То, что я делаю своими руками, обычно вызывает интерес у моих товарищей, старших (II-2).
  10. Старшие считают, что у меня есть способности к определенной области искусства (IV-2).
  11. Я охотно читаю о растительном и животном мире (I-1).
  12. Активно участвую в художественной самодеятельности (IV-1).
  13. Охотно читаю об устройствах механизмов, машин, приборов (II-1).
  14. Охотно разгадываю кроссворды, головоломки, ребусы, трудные задачи (III-2).
  15. Легко улаживаю разногласия между сверстниками или младшими (V-2).
  16. Старшие считают, что у меня есть способности к работе с техникой (II-2).
  17. Результаты моего художественного творчества одобряют даже незнакомые люди (IV-2).
  18. Старшие считают, что у меня есть способности к работе с растениями или животными (I-2).
  19. Обычно мне удается подробно и ясно для других излагать мысли в письменной форме (III-2).
  20. Я почти никогда не ссорюсь (V-1).
  21. Вещи, сделанные мной, одобряют и незнакомые люди (II-1).
  22. Без особого труда усваиваю ранее незнакомые или иностранные слова (III-1).
  23. Мне часто случается помогать незнакомым людям (V-2).
  24. Подолгу, не уставая, могу заниматься любимой художественной работой (музыкой, рисованием и т. п.. (IV-1).
  25. С большим интересом читаю об охране природной среды, леса, животных (I-1).
  26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, машин, приборов (II-1).
  27. Мне обычно удается убедить сверстников в том, что нужно делать так, а не иначе (V-1).
  28. Охотно наблюдаю за животными или рассматриваю растения (I-1).
  29. Без особых усилий и охотно разбираюсь в схемах, графиках, чертежах, таблицах (III-2).
  30. Пробую свои силы в живописи, музыке, поэзии (IV-1).

 

 

 

Просмотров: 408 | Добавил: alexnebr
Всего комментариев: 0
avatar