13:16
Занятие 4

 

«Я - уникальный»

 

Цель занятия

Формирование у обучающихся мотивации к профессиональному самоопределению, с учетом их индивидуальных особенностей личности.

Задачи занятия

  • развитие потребности обучающихся в самопознании;
  • знакомство с понятиями «самооценка» и «уровень притязаний».

Продолжительность занятия

45 минут

Необходимое оборудование

Рабочая тетрадь

 

Мотивационная часть

5 минут

Педагог приветствует обучающихся, и предлагает всем сесть в круг, и начинает занятие с рассказа притчи «Жил один прозорливец. Люди со всей округи и даже из других городов приходили к нему за советом. И ни один из них не уходил безутешным. Слава о его мудрости разнеслась по всей стране.  Прослышал об этом один завистливый человек, позавидовал прозорливцу и думает:  — Дай-ка я над ним посмеюсь!  Поймал этот человек бабочку, меж сомкнутых ладоней посадил и к прозорливцу направился. Идет и про себя веселится:  — Скажу ему, мол, какая бабочка в руках моих — мертвая или живая. Скажет, что живая, так я ее в кулаке сожму. Скажет, что мертвая, так я ее и выпущу. Пришел человек к прозорливцу и говорит:  — Все тебе видно, все открыто. Скажи, мертвую бабочку я тебе принес или живую? Посмотрел на него прозорливец и говорит: — Все в руках твоих!».  Педагог спрашивает у обучающихся «В чем смысл этой притчи?» и заслушивает ответы обучающихся, подводя дискуссию к пониманию обучающимися того, что они являются творцами своей жизни, субъектами своего жизненного пути.

 

Основная часть

Игра «Хлопок по коленям»

15 мин.

Обучающиеся, сидя в кругу, кладут руки на колени своих соседей таким образом, чтобы правая рука каждого оказалась на левом колене соседа справа, а левая — на правом колене соседа слева. После этого им предлагается считать по кругу по часовой стрелке таким образом, чтобы цифры произносились в порядке, соответствующем расположению рук на коленях: тот, кто начинает, произносит «один», сосед справа произносит «два» (так как его рука лежит по порядку следующей) , сосед слева — «три», а «четыре» — опять тот, кто начинал счет и т. д. Кто ошибся — выбывает из игры. Счет продолжается до тех пор, пока из игры не выйдет примерно половина участников. В качестве усложнения можно предложить участникам считать в обратном направлении или прибавлять или вычитать по единице от каждого следующего числа.

Упражнение

 «Мечтать не вредно»

25 мин.

У Чака Норриса как-то спросили: что вы будете делать, если в подворотне вас остановят злодеи с ножом в руках и потребуют кошелек. «Конечно, отдам кошелек, - ответил Чак. - Деньги можно заработать, а вторую жизнь не купишь ни за какие деньги». Вероятно, знаменитый супермен реально оценивал свои возможности.

Педагог спрашивает у обучающихся, «Зачем человеку дана способность оценивать себя?». Заслушивает ответы и продолжает: «самооценка - это способность человека оценивать самого себя, и у всех людей она разная. Самооценка человека зависит от того, насколько высоко он оценивает свои способности. Например, один, обладая скромными способностями, уверен в себе. Другой, несмотря на высокие достижения, страдает от недовольства собой». Вы можете привести примеры, подтверждающие это? Продолжая дискуссию, педагог спрашивает у обучающихся: «Вспомните, о чем вы мечтали, когда ходили в детский сад?».  И предлагает обучающимся записать свои мечты на листочке. Вспомните, о чем вы мечтали в первом классе, и запишите свои мечты. Подчеркните мечты, которые уже сбылись, и зачеркните то, о чем вы перестали мечтать. Когда обучающиеся завершат работу, педагог задает вопрос: «Насколько реалистичными вам кажутся ваши детские мечты сегодня?». Заслушивает ответы обучающихся. «Подумайте, о чем вы мечтаете сейчас?», запишите, в рабочую тетрадь свои мечты.

После того, как обучающиеся выполнили записи, педагог кратко знакомит обучающихся с пониманием того, что такое самооценка. «Американский психолог Уильям Джеймс вывел формулу самооценки, которую иногда называют формулой счастья:

Успех/уровень притязаний = самооценка. (педагог записывает формулу на доске)

Что такое самооценка вы уже знаете, а что что такое уровень притязаний? Педагог заслушивает ответы обучающихся. Уровень притязаний — это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Например, кто-то из вас выберет ЕГЭ по математике профильного уровня, а кто-то базового.

•              Как вы понимаете эту формулу?

•              Как влияют на самооценку успех и уровень притязаний?

Главное в этой формуле - самооценка. От нее зависит очень многое. Самооценка высокая, а запросы разумные - человеку живется легко и спокойно, он уважает себя и других, открыт и доброжелателен, никого не трогает и ничего не боится. Его достижения превосходят его запросы, он знает себе цену и никому не завидует. Вернемся к примеру с математикой Если знания недостаточны, а есть желание сдать ЕГЭ профильного уровня, следует ли его выбирать? Что в итоге будет с самооценкой?». Сегодня я расскажу вам, каким образом можно повысить самооценку, используя формулу Джеймса. Кто попробует угадать, каким образом? Педагог заслушивает ответы обучающихся.  Секрет формулы прост: добиться успеха в какой-нибудь деятельности или снизить уровень притязания - достичь одновременно и того и другого удается только великим людям! Вернитесь к своим мечтам, и попробуйте определить, каков ваш уровень притязаний? Завышенный, адекватный или заниженный? А самооценка?

Спасибо за занятие! Мы встретимся через неделю. Напоминаю вам о домашнем задании: записать в тетрадь профессии своих ближайших родственников, и спросить их, каким образом они выбрали свою профессию, а также + и – выбранной профессии. И не забудьте цветные карандаши или фломастеры.

            Рекомендации для педагога:

Упражнение «Хлопок по коленям» служит хорошей интеллектуальной разминкой, развивает внимательность, создает условия для наблюдения за партнерами по общению, при этом длительного обсуждения не требуется, достаточно короткого обмена впечатлениями.

 

Список использованной литературы:

    1. http://sarschool7.ru/parent/philosophy_for_children.php?ELEMENT_ID=270
    2. http://mirrosta.ru/uprazhneniya-dlya-treningov/psichologicheskie-igri-i-uprazhneniya-dlya-podrostkov.html

 

Просмотров: 157 | Добавил: alexnebr
Всего комментариев: 0
avatar