13:22
Занятие 6

 

«Секрет правильного выбора»

 

Цель занятия

Формирование у обучающихся мотивации к профессиональному самоопределению, с учетом их индивидуальных особенностей личности.

Задачи занятия

  • Формирование положительного отношения к осознанному, профессиональному выбору, к профессиональному росту;
  • формирование навыков работы в команде;
  • формирование у обучающихся мотивации достижения к поиску информации о различных профессиях, к саморазвитию.

Продолжительность занятия

45 минут

Необходимое оборудование

Рабочая тетрадь

Конверт, в котором содержатся названия различных профессий (на отдельных листах)

Листы с материалами к тесту «Мои предпочтения» (на каждого обучающегося).

 

 

 

Мотивационная часть

Педагог приветствует обучающихся, и задает вопрос: «Ребята, а на что уходит большая часть времени взрослого человека? Далее педагог изображает на доске круг, разбивает его на несколько неравных секторов (делений) и спрашивает у обучающихся, как можно назвать каждый сектор?  Далее педагог подводит обучающихся к пониманию того, что профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни каждого человека. Это не мало. Особенно если учесть, что еще одну треть своей жизни мы проводим во сне. Заниматься столько времени любимым и интересным делом – счастье, которое вполне достижимо. Каждый человек в своей жизни делает несколько самых главных выборов, от которых зависит, как в дальнейшем складывается личная жизнь, один из них -  выбор профессии.

Упражнение «Древо судьбы»

10 мин.

Обучающиеся становятся в круг, педагог открывает конверт, из которого обучающиеся достают листы бумаги с наименованием профессии. Этот выбор педагог метафорически обозначает как действие: «сорвать» листочек с «дерева судьбы». Когда все обучающиеся получили свой «листочек судьбы», педагог просит их прочесть название профессии и говорит: «Представьте, что сейчас сама судьба сделала выбор за вас. Каковы ваши чувства?   (Отвечают по очереди)».

Цель упражнения – показать обучающимся последствия случайного выбора.

 

Упражнение «Мозговой штурм»

10 мин.

Педагог обращается к обучающимся: «Ребята, давайте вместе подумаем, какие еще ошибки могут допустить молодые люди, выбирая профессию?» Педагог заслушивает ответы обучающихся, на которые могут быть даны комментарии, правильность ответа не учитывается. По мере ответов обучающихся, педагог фиксирует ошибки выбора профессии, названные обучающимися на доске.  Наиболее распространенные ошибки приведены в приложении №1.

Основная часть

10 мин.

Педагог рассказывает обучающимся о том, какие существуют правила совершения правильного выбора профессии.

«Выбор можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия.

  1. Во-первых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств – интеллектуальных, физических, личностных.
  2. Во-вторых, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.
  3. В-третьих, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.

Представим эти условия в виде трех окружностей – «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО», и посмотрим, что означает несовпадение или частичное совпадение этих окружностей.

1 вариант. Требования рынка труда, возможности и желания самого человека и требования рынка труда даже не пересекаются. Результат описан в известной басне И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука». Можно только пожалеть человека, который хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало – больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.

2 вариант. Требования рынка, профессиональной успешности. По мере освоения профессии может расти возможности и желания человека пересекаются, хотя не совпадают. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что можно найти компромисс между тремя условиями интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.

3 вариант. Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека. К сожалению, самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

            «То, что я делаю, я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость, ни с чем не сравнимая», — писал о своей работе лауреат Нобелевской премии по физике академик Лев Ландау.

Итак, с выбором мы как будто немного прояснили ситуацию. Теперь давайте проведём тестирование и узнаем, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан. 

 

Тест «Мои предпочтения»

15 мин.

Педагог раздает обучающимся бланки с тестовым материалом «Мои предпочтения» и предлагает ответить на вопросы и прочесть результаты теста, записав в рабочую тетрадь результат.

 

Список использованной литературы:

  1. http://maoy-myk.com/index/metodicheskaja_rabota_centra_proforientacii/0-17

 

Приложение 1

«Классификация распространенных ошибок»:                 

Незнание правил выбора профессии:

•     выбор профессии за компанию

•     перенос отношения к человеку на саму профессию

•     отождествление учебного предмета с профессией

•     ориентация сразу на профессию высокой квалификации

•     неумение определить путь получения профессии.

Незнание самого себя:

•     незнание или недооценка своих физических и психологических особенностей

•     неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

Незнание мира профессий:

•     увлечение только внешней стороной профессии

•     незнание требований профессии к человеку.

 

 

Приложение 2

Тест «Мои предпочтения»

Ответьте на следующие вопросы:

1. Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы:

а) выспаться;              б) посмотреть телевизор вместе с семьёй;             в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трёх подарков ты предпочёл бы:

а) удочку, набор для вышивания;                                                   б) коньки или лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление.

3. Отправляться в путешествие лучше всего:

а) в одиночку;                                                                                  б) с семьёй или друзьями;

в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовал бы полную свободу;         б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В своё свободное время ты любишь:

а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино...

Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются 1 баллом,

«б» - 2,

«в» - 3 баллами

Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.

Если вы чаще ставили галочки возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков, то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен!

Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 148 | Добавил: alexnebr
Всего комментариев: 0
avatar