13:25
Занятие 8

 

«Как принять решение?»

 

Цель занятия

  • Формирование общей готовности к самоопределению.

Задачи занятия

  • Активизация мотивации к выбору профессии;
  • Ознакомление обучающихся с алгоритмом принятия решений;
  • организация конструктивной дискуссии и самостоятельной работы обучающихся.

Продолжительность занятия

45 минут

Необходимое оборудование

Рабочая тетрадь

 

 

Мотивационная часть

5 мин.

Педагог приветствует обучающихся. Занятие начинается с рассказа истории:

«Жил-был прораб. Всю жизнь он строил дома, но стал стар и решил уйти на пенсию.

– Я увольняюсь, – сказал он работодателю. – Ухожу на пенсию. Буду со старушкой внуков нянчить.

Хозяину было жалко расставаться с этим человеком, и он попросил его:

– Слушай, а давай так – построй последний дом и проводим тебя на пенсию. С хорошей премией!

Прораб согласился. Согласно новому проекту, ему нужно было построить дом для маленькой семьи, и началось: согласования, поиски материалов, проверки…

Прораб торопился, потому что уже видел себя на пенсии. Чего-то не доделывал, что-то упрощал, покупал дешевые материалы, так как их можно было быстрее доставить… Он чувствовал, что делает не лучшую свою работу, но оправдывал себя тем, что это конец его карьеры. Когда стройка была окончена, он вызвал хозяина. Тот осмотрел дом и сказал: – Знаешь, а ведь это твой дом! Вот возьми ключи и вселяйся. Все документы уже оформлены. Это тебе подарок от фирмы за долголетнюю работу.

Что испытал прораб, было известно только ему одному! Он стоял красный от стыда, а все вокруг хлопали в ладоши, поздравляли его с новосельем и думали, что он краснеет от застенчивости, а он краснел от стыда за собственную небрежность. Он сознавал, что все ошибки и недочёты стали теперь его проблемами, а все вокруг думали, что он смущен дорогим подарком. И теперь он должен был жить в том единственном доме, который построил плохо…».

Далее, педагог организует дискуссию и задает обучающимся вопросы о смысле данной истории, подводя обучающихся к пониманию того, насколько важно обдуманно принимать решения.

 

Основная часть

«Выбор профессии связан с процессом принятия решений. Принятие решений вообще многим людям дается сложно. Здесь играют роль и определенные черты характера (например, нерешительность, неуверенность), и слабая информированность, и неумение взвесить все «за» и «против» и остановиться на единственном, наиболее приемлемом варианте решения. При этом нужно отсечь другие, может быть, заманчивые, но мало реальные или имеющие отдаленные негативные последствия, варианты. Некоторые люди вообще предпочитают, чтобы за них принимал решения кто-то другой.

  • Легко ли вам принимать решения? Что иногда заставляет долго колебаться, прежде чем прийти к решению?
  • Почему некоторые люди ожидают, чтобы кто-то другой принял за них решение?

                       Сегодня на занятии мы с вами рассмотрим алгоритм принятия решений, на примере выбора профессии.

 

Упражнение «Корова»

20 мин.

Педагог сообщает обучающимся правила игры: «Ребята, сейчас мы прочитаем условие задачи. Каждый из вас самостоятельно, без обсуждения, решит ее в уме. Ответ вы сохраните в тайне до того момента, пока все не решат задачу».

Педагог зачитывает условие задачи: «У фермера была корова. Он продал ее за 6 тыс. долларов. Взяв ссуду в банке в размере 1,5 тыс. долларов, он купил другую корову, более продуктивную, за 7,5 тыс. долларов. Прошло некоторое время, и эта корова не стала удовлетворять его требованиям. Но цены на рынке в тот момент были выше, и он продал ее за 8 тыс, долларов. Затем цены несколько упали, и он купил хорошую корову за 7,5 тыс. долларов. По каким-то причинам через год он ее продал за 4 тыс. долларов и купил новую за 3 тыс. долларов. Еще через год он решил окончательно порвать с фермерским хозяйством и продал корову за 10 тыс. долларов, поскольку цены стали опять высокими. С каким результатом он вышел из всех сделок — с убытком, прибылью или с тем же капиталом? Во сколько (в тыс. долларах) оценивается результат?».  

Условие задачи необходимо прочитать несколько раз, чтобы каждый его запомнил. Читать следует целиком, чтобы не сделать невольных подсказок.

После того как каждый из участников решит задачу, педагог спрашивает о полученных результатах. Все участники делятся на группы в соответствии с полученными ответами. Если у всех ответы разные, то группы составляются по принципу наибольшей близости результатов. Оптимальное количество — 3-5 групп, не менее 2-3 человек в каждой.

Далее, педагог сообщает инструкцию группам: «Вы должны разработать совместный план убеждения других групп в собственной правоте».

После того как планы разработаны и педагог почувствовал, что группы могут работать согласованно, каждая из групп по очереди выступает со своими доводами. При этом лучше начинать не с той группы, у которой результат наиболее правильный. Выступающих в ходе доказательства прерывать нельзя.

Педагог выясняет, не переменил ли кто-либо из участников своей точки зрения. Если такие есть, то они подключаются в соответствующие группы. Затем начинается дискуссия, в которой каждая группа пытается убедить других в правильности своего результата.

В итоге все должны прийти к одному результату.

Обсуждение происходит в форме усвоения алгоритма принятия решения с опорой на примеры решения упражнения «Корова».

 

Алгоритм принятия решения

20 мин.

Педагог:  «Человек часто оказывается в ситуации выбора: поступать в вуз или идти работать; какой факультет выбрать; выйти замуж или продолжать учиться; поступать в аспирантуру или идти работать; ехать по распределению или нет и т.д. Таким образом, человек оказывается в ситуации принятия решения. Для очень многих подобная ситуация оказывается стрессовой. О причинах такого отношения к необходимости принимать решения мы говорили на первом занятии: с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой — он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям. Поэтому простое знание некоторых правил уже во многом облегчает принятие решения. Каковы же эти правила?».

Существует алгоритм принятия решений, который можно применить к любой ситуации, где требуется сделать выбор. Это может быть очень простая ситуация, например, какую куртку лучше купить, а может быть и такая сложная, как выбор профессии. (Педагог просит обучающихся записать названия этапов принятия решения в рабочую тетрадь).

1.Общая ориентировка.

Продумать ситуацию, осознать, что проблема существует, но в ваших силах предусмотреть некоторые моменты и принять необходимые меры, чтобы найти выход.

2.Определение проблемы.

Определите для себя, что вы решаете: в какой вуз можно поступить с наименьшими финансовыми затратами (эту проблему решить нетрудно) или какое учебное заведение даст вам возможность получить интересующую вас профессию? Проблема может формулироваться и по-другому: какой вид деятельности даст вам возможность наилучшим образом реализовать ваши способности и получать удовольствие от работы? Все это — разные проблемы, и это надо сразу четко уяснить.

3.Выдвижение альтернативных решений.

Следует рассмотреть (и, может быть, записать) как можно больше возможных вариантов, даже кажущихся на первый взгляд нереальными и фантастическими.

4.Отбор наиболее подходящих решений.

По каждому из выдвинутых вариантов следует сделать вывод, насколько он является подходящим. (Критерии мы с вами рассмотрели ранее.) Нужно также продумать возможные последствия этого решения (например: будет ли интересно учиться; сможете ли вы устроиться на работу; в чем состоит эта работа; действительно ли она вам будет подходить по разным параметрам). Некоторые варианты можно сразу легко отбросить в связи с их явной неприменимостью или тем, что последствия могут быть нежелательными.

5. Осуществление и оценка. Этот этап в нашем случае будет несколько отсрочен.

 

Домашнее задание

Педагог предлагает обучающимся на деле проверить эффективность предложенного алгоритма принятия решения и при его помощи решить любую проблему, рассказав об этом на следующем занятии.

Список использованной литературы:

    1. http://falyosa.livejournal.com/4077346.html
    2. http://www.vashpsixolog.ru/areer-oriented-high-school/83-training-for-guidance/783-developing-skills-in-decision-making-3-sessions

 

Просмотров: 130 | Добавил: alexnebr
Всего комментариев: 0
avatar